БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя Советского Союза М.М. Кузьмина"
Омская область, город Омск
  • НАСТАВНИЧЕСТВО

    Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.

    Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.

    Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников.

    Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Внедрение программ наставничества в образовательные организации России обеспечит системность и преемственность наставнических отношений и программ.

    Реализация целевой модели наставничества

    Нормативно-правовые документы

    Характеристика форм наставничества

    1. Форма наставничества «студент – студент»

    Предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.

    Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.

    1. Форма наставничества «учитель – учитель»

    Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

    Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации; ускорить процесс профессионального становления педагога; сформировать сообщество образовательной организации (как часть педагогического).

    Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это   окажет   положительное   влияние   на уровень    образовательной    подготовки    и    психологический     климат в образовательной организации. Педагоги-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

    1. Форма наставничества «студент – ученик»

    Форма предполагает взаимодействие обучающегося (обучающихся) общеобразовательной организации (ученик) и обучающегося профессиональной образовательной организации, либо студента образовательной организации высшего образования (студент), при которой студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.

    Целью такой формы наставничества является успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.

    Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в определении личных образовательных перспектив, осознании своего образовательного и личностного потенциала; осознанный выбор дальнейших траекторий обучения; развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, организация; укрепление связи между региональными образовательными организациями и повышение процента успешно перешедших на новый уровень образования, формирование устойчивого студенческого и школьного сообществ.

    Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования; снижение доли ценностно дезориентированной молодежи; активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной личности; улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.

    1. Форма наставничества «работодатель – студент»

    Данная форма предполагает создание эффективной системы взаимодействия организаций,         осуществляющих         деятельность  по образовательным программам среднего профессионального образования  и представителя регионального  предприятия (организации) (профессионал)  с целью получения обучающимися (студенты) актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а предприятием (организацией) – подготовленных и мотивированных кадров, в будущем способных стать ключевым элементом обновления производственной и экономической систем.

    Особенно стоит отметить значимость данной формы наставничества для организации работы будущих «технологических лидеров».

    Подобный тип мышления может возникнуть у обучающегося только в среде коллективного решения поисковых задач, находящихся на пересечении проектной и предпринимательской деятельности. Решением для подобных площадок становится создание при центрах технологических компетенций в системе дополнительного и среднего профессионального образования специальных кружков и/или программ наставничества. Со стороны компаний, предоставляющих своих наставников для подобных программ, подобное участие может иметь как позитивную оценку и признание со стороны общественности, так и практическое значение, выражаемое через совместное с наставляемыми создание проектов, прототипов, готовых продуктов, актуальных бизнес-решений, а также подготовку востребованных сотрудников.

    Целью такой формы наставничества является получение студентом (группой студентов) актуализированного     профессионального     опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, самоопределения и самореализации. Среди основных задач деятельности  наставника  в  отношении   студента:   помощь  в  раскрытии   и оценке своего личного и профессионального потенциала; повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, повышение уровня профессиональной подготовки студента, ускорение процесса освоения основных навыков профессии, содействие выработке навыков профессионального поведения, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам и развитие у студента интереса к трудовой деятельности в целом.

    Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и профессионального образования, получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность, расширение пула потенциальных сотрудников региональных предприятий с должным уровнем подготовки, которое позволит совершить качественный скачок в производственном и экономическом развитии субъекта Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

    Более того, в процессе взаимодействия наставника с наставляемым в данной форме может происходить   адаптация   молодого   специалиста на потенциальном месте работы, когда студент решает реальные задачи в рамках своей рабочей деятельности. Наставничество позволяет существенно сократить адаптационный период при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве за счет того, что студентам передают технологии, навыки, практику работы, организационные привычки и паттерны поведения, их мотивируют и корректируют работу.

    Прошедшие мероприятия
    Форум "Педагоги России".

    Форум "Педагоги России"

    19 января педагогическая команда наше школы приняла активное участие в форуме "Педагоги России", который проходил на базе ОмГТУ. В программе форума представлены секции по темам: "Буллинг", "Лечить или воспитывать", "Геймификация учебного процесса", "Эмоциональное выгорание педагогов". 
    19 января пятница, 13:00
    Участие в межрегиональной научно-практической конференции «Тенденции развития образования XXI века: теория и практика».

    Участие в межрегиональной научно-практической конференции «Тенденции развития образования XXI века: теория и практика»

    12 марта 2024 года на межрегиональной научно-практической конференции «Тенденции развития образования XXI века: теория и практика» в ОМГПУ выступили советники директора по воспитанию, Колпакова Фирюза Акмальевна и Гергенрейдер Анжелика Сергеевна. Они поделились своим обширным опытом и знаниями о роли советника директора по воспитанию в развитии современной модели ученического самоуправления в общеобразовательной организации.

    12 марта вторник
    Белобаба И.Г. - участник Всероссийской конференции «Педагог-наставник»: основы профессионального мастерства и точки роста» в г. Москва.

    Белобаба И.Г. - участник Всероссийской конференции «Педагог-наставник»: основы профессионального мастерства и точки роста» в г. Москва

    ⚡ Конференция проходила с 29 по 30 октября в Государственном университете просвещения. Мероприятие объединило более 100 педагогических работников со всей страны.
    ? Омскую область представляли директора омских школ №7 и №144 - Инга Георгиевна Белобаба и Людмила Рафаэловна Мубаракшина.

    07 ноября четверг
    Каникулы - время для повышения профессионального мастерства педагогов.

    Каникулы - время для повышения профессионального мастерства педагогов

    20.11.2024 г. в рамках реализации проекта "Управление обновлением деятельности педагогов школы по формированию РУУД (умения самоорганизации, самоконтроля) через реализацию на уроке алгоритма организации обучающей ситуации по решению предметного задания с обучающимися" в школе прошел методический день. 

    20 ноября среда

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie